Меню
Архив записей

Мне на светлых людей везет…


«Мы живем в эпоху больших перемен» - сейчас подобный лозунг актуален как никогда. Технический прогресс и эволюция человеческого восприятия окружающего мира набирают обороты. Вчерашнее «новое» становится сегодняшним «старым». Но всегда должно быть то, что несмотря ни на какие обстоятельства остается неизменным.

Ведь есть же звезды над головой, вечное сияние ледников, аксиомы. А значит, могут быть и профессии, вечные как звезды, фундаментальные как аксиомы. И должны быть люди светлые, вечно сияющие.

Профессия учителя одна из тех немногих, что были и будут всегда. И многие законы, поправки, нововведения, «переход на ФГОС», так много и страстно последнее время обсуждаемый, не должны сломать и свести на ничто главное – живое, честное, прямое общение ученика и учителя, неопытного юнца и мудрого наставника.

15 декабря отметил свой 80-летний юбилей Григорий Николаевич Скворцов, учитель трудового обучения, руководитель разных кружков. Мысль написать об этом незаурядном человеке статью тем прочнее и основательнее укоренялась в моем сознании, чем ближе был юбилей. Многие учителя, его бывшие коллеги, задавали мне вопрос, а будет ли статья и когда она выйдет. Значит должна быть статья, значит дело нужное…

А начиналась жизнь Григория Николаевича, как и многих взрослевших в тяжелое послевоенное время, непросто. Отца однажды увезли на черном автомобиле и Григорий Николаевич его больше не видел… Семью с Алтая переселили в Томскую область. Там-то, среди густых лесов, зажатых берегами рек и непроходимых болот и обретались житейская мудрость, душевный покой и порядок, без которых в учительской профессии никуда. Затем были Томск, профессиональное училище, работа в автобусном парке, на мебельной фабрике, вечерняя школа и… Почти случайность – шахтерский Анжеро-Судженск. И, совсем не случайно, на долгие 45 лет – школа №22.

Владимир Григорьевич Сиваков, директор школы №22, о своем учителе, коллеге, друге:

– На календаре декабрь 2013 года. Перебирая в памяти какие-либо значимые события в своей жизни, определяя точку их отсчета, прихожу к выводу: как быстротечно время, как оно иногда безжалостно изменяет характер человека, внешность, собственные желания, интересы. Поэтому в окружающих меня людях пытаюсь найти тех, кто является камертоном оптимизма, доброжелательности, порядочности, умения ценить время жизни.

Среди них – Григорий Николаевич Скворцов. В детстве он для меня – учитель, затем – коллега, в 90-е годы я его руководитель. В настоящее время – дорогой для меня человек, которого я искренне уважаю. За что? За то, что его биологический возраст не соответствует с реальным 80-летием. За то, что, уйдя на пенсию, сумел найти себя в новом ритме жизни. За его золотые руки, за умение искренне радоваться, способность вычленять из информационного потока позитив.

Он никогда не отбывал время. Будучи учителем, вел большую учебную нагрузку, чтобы материально выжить. Всегда находил время для технического творчества, возглавлял городское методическое объединение, входил в разные экспертные группы. А главное – оставался в любых ситуациях Человеком! Основной чертой его профессионализма является увлечение делом, увлекая учеников. И мы в детстве хотели быть как он – «рукастыми», начитанными, рациональными, овладеть искусством общения, быть самостоятельными.

Григорий Николаевич всегда держал дистанцию с нами, но за его сдержанностью мы всегда чувствовали неравнодушного человека, желающего нас понять, принять, привить вкус к труду. Он учил простым правилам жизни.

Светлана Ивановна Холоднюк, учитель русского языка и литературы школы № 22:

– Григорий Николаевич пришел работать в нашу школу, когда я была еще ученицей… Молодой педагог, всегда аккуратный подтянутый, доброжелательный, он пользовался заслуженным авторитетом как в коллективе учителей, так и учащихся.

Не одно поколение учеников занималось у Григория Николаевича, и у всех воспитанников он остается в памяти как добрый наставник, мудрый человек, умеющий успешно направлять деятельность каждого ученика, развивать их творческую активность, познавательную деятельность, учил их трудиться и любить труд…

С Григорием Николаевичем всегда как-то тепло и уютно, он умеет расположить к себе, выслушать, поддержать, дать совет. Он вызывал и вызывает восхищение не только своим педагогическим талантом, мастерством, но и неиссякаемой душевной молодостью, здоровым юмором, умением расположить к себе детей.

Мой младший сын, вспоминая школьные годы, отмечает, что у Григория Николаевича была поразительная способность любить свой предмет и передать эту любовь детям. Как он мог «оживить» любую деревянную дощечку, металлическую пластинку, помочь довести сделанное своими руками до конца, научить верить, что это принесет пользу людям. И мальчики, резвые и непослушные, внимательно слушали своего учителя и старались как можно скорее попасть в мастерские, выполнить любое изделие, чтобы Григорий Николаевич похвалил и поставил пятерку…

Хочется пожелать Григорию Николаевичу доброго здоровья, счастья, бодрости на долгие-долгие годы.

Олег Владимирович Коваценко, учитель технологии школы №22:

– Прошло уже 20 лет с того времени, когда я познакомился с прекрасным человеком, настоящим учителем, мастером своего дела Григорием Николаевичем Скворцовым. Пришел я работать в школу после студенческой скамьи и сразу начал свою трудовою деятельность в качестве учителя трудового обучения. Первым и единственным моим наставником был Григорий Николаевич. Многое вначале для меня было сложным. Григорий Николаевич учил правильно планировать уроки, выбирать практическую работу для учеников согласно их возрасту, знаниям и умениям.

Григорий Николаевич умел располагать к себе ученический и педагогический коллектив, обладал прекрасным педагогическим тактом. Он закончил свою работу в качестве учителя, но он до сих пор активно принимает участие в качестве эксперта на олимпиадах и конкурсах, проводимых в нашем городе. Хочется пожелать дорогому юбиляру крепкого здоровья, оставаться всегда таким же бодрым, энергичным и оптимистичным человеком.     

Геннадий Степанович Поздняков, автор книги «История Анжеро-Судженска»:

– Уроки Григория Николаевича Скворцова пригодились всем моим одноклассникам, независимо от того где и кем они работали. Как правильно заточить лезвие рубанка, как держать инструмент, чтобы не пораниться, зачистить и соединить провода…

За все годы я не помню, чтобы Григорий Николаевич на кого-то повысил голос. А природная тактичность позволяла ему не выделять любимчиков и не унижать неумелых. Для меня он всегда учитель.

Учитель с большой буквы

45-летняя трудовая педагогическая деятельность Скворцова Григория Николаевича была связана с Анжеро-Судженском и школой № 22. Он всегда был в гуще школьной жизни: являлся членом профкома, руководил школьным и городским методическим объединением учителей трудового обучения, прилагал немало усилий для укрепления материальной базы учебных мастерских, был организатором и вдохновителем шефских связей с коллективами обогатительной фабрики «Судженская» и Химфармзавода.

Работал Григорий Николаевич заинтересованно, творчески. Его отличала высокая работоспособность, глубокий профессионализм, знания, четкая организация труда подростков на уроке, с неукоснительным соблюдением правил по охране труда. Он обращал внимание не только на качество выполненной работы, но и формировал у учеников умение производить умственные операции проблемного характера: конструирование, моделирование. Педагог личным примером воспитывал любовь к делу. Все это позволяло ребятам получать удовольствие в труде, приносило высокие результаты на олимпиадах по предмету, конференциях. Большое внимание учитель уделял формированию личности ребенка, развитию мотивации трудовой деятельности, при этом выстраивая доброжелательные отношения внутри мальчишеского коллектива между педагогами и детьми.

Особой страницей деятельности Григория Николаевича является работа в качестве классного руководителя. Он чувствовал каждого ученика. Это было возможно благодаря открытости его души, его человеческой интуиции на радость, боль, переживания ребенка. Благодаря умению понять ситуацию и не предлагать готовый рецепт решения, а вызвав на откровенный разговор прогнозировать возможный вариант решения.

Есть учителя, без которых нельзя представить историю школы №22. Их много, умных, талантливых, уважаемых, и один из них – Скворцов Григорий Николаевич.

В. Мосин

Просмотров: 335 | Добавил: admin
МБОУ "СОШ №22" © 2017
Сайт управляется системой uCoz